Поиск на сайте




Кто на сайте?

Сейчас 5 гостей онлайн

Статистика

Дайджест

Древняя китайская гимнастика тай-чи


Китайская гимнастика тай-чи внешне выглядит как странный танец, а на деле является сильным инструментом физического, а иногда и духовного совершенствования и самозащиты. Прекрасная мягкая физическая практика, не требующая больших усилий и доступная людям обоих полов, всех возрастов и физических состояний.

Тай-чи представляет собой совокупность стоек, медитативных техник и комплексов плавных, грациозных движений, управляемых потоком «жизненной энергии». Обретая «огромную жизненную энергию», вы укрепляете суставы, иммунную и нервную систему, улучшаете координацию движений, повышаете гибкость тела, а также учитесь эффективным приемам самообороны.


Тай-чи можно заниматься в любом возрасте, начиная с шести лет.

Тай-чи – это древнее трехликое китайское искусство: грациозный танец, техника ведения боя и система общего оздоровления. Как и в большинстве восточных традиционных искусств движения, в тай- чи ни одна из составляющих не является доминантной, и все они, гармонично переплетаясь друг с другом, образуют уникальное целое.


Существует мнение,  что китайская гимнастика тай- чи позволяет сознанию вернуть утраченный контакт с телом.

Исполняя какое-либо движение, Вы исполняете его не только руками или корпусом, но и разумом, концентрируясь и визуализируя свои мельчайшие ощущения. Благодаря этой дистанцированности от насущных проблем тай- чи оказывает мощное целительное воздействие на Вашу психику и нервную систему, а кроме того:

  • Повышает гибкость тела
  • Укрепляет суставы
  • Укрепляет иммунную и сердечно-сосудистую системы
  • Повышает качество умственной деятельности
  • Улучшает координацию движений
  • Обучает эффективным приемам самообороны (по даосской поговорке «четыре унции силы могут свалить массу в тысячу фунтов»)

Гимнастика тай-чи также рекомендуется во время реабилитационного периода после травмы или перелома, а ученые из Военно-медицинской школы Гарвардского университета рекомендуют гимнастику тай- чи для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Доктор Эдит Лау Минг-чу, профессор отделения медицины общества и семьи в Китайском университете, говорит, что медленные упражнения системы тай- чи необычайно эффективны,  как способ предотвращения остеопороза. Результаты его исследования показали, что люди, занимавшиеся тай- чи, вообще не подвержены риску этого опасного заболевания. Вдобавок к этому у людей, занимавшихся по системе тай- чи, на сорок процентов улучшилось качество мышечной ткани (у тех же, кто занимался только растяжкой, улучшение составило десять процентов).

Считается, что тай-чи появилась во время правления легендарного китайского императора Фу Цзы, призвавшего Инь Ганя придумать для народа «великий танец», который доставлял бы народу удовольствие, исцелял бы его и предотвращал болезни.

Тай-чи – это проникнутый восточным колоритом танец, который скрывает в себе невиданные богатства. В случае если Ваше здоровье расстроено сильно, перед записью проконсультируйтесь с врачом.



Источник: Женский журнал "JustLady"


"Внутренний свет тайцзи-цюань". Андрей Середняков


Известный российский практик Тайцзи-цюань (тай-чи)  Андрей Середняков pacсказывает о традиционной китайской воинской гимнастике не только как об искусстве самообороны, дошедшем до нас из глубины веков, но и как об эффективной системе оздоровления и повышения творческого потенциала человека.


В книге излагаются базовые философско-теоретические положения, coставляющие основы Тайцзи-цюань, и конкретные методики выполнения важнейших упражнений, с которых следует начинать занятия этим видом боевого искусства. Если вы решили в совершенстве постичь Тайцзи-цюань и хотите, чтобы занятия имели не поверхностный имитационный характер, а привели к достижению подлинной гармонии духа и  тела, то ocновополагающие понятия и практические рекомендации, содержащиеся в данной книге, несомненно помогут вам.


Автор питается от превосходного источника - ero учитель Гранд-мacтер Чэнь Сяован -- глава всемирной школы Чэнь Тайцзи-цюань, представитель 19-го поколения непрекращающейся линии передачи. Поэтому изложенные в книге методические основы достоверны.

Уроки ДАО

Эта духовная практика дает нам ключ к совершенно иной, более гармоничной жизни, убеждены последователи дао. И действительно: краткие, парадоксальные формулировки ее главных принципов, в которых сконцентрирована мудрость китайской философии, сегодня,  звучат очень современно.


УРОКИ ДАО


Упражнения тайчи (или тайцзи) и цигун, Книга Перемен, энергии инь и ян, сеансы иглотерапии и афоризмы из Дао Дэ Цзин («Книги пути и благодати»)*... Все эти, казалось бы, разнородные явления и понятия объединяет китайская философия, и в особенности – дао. Это слово переводится как «путь» («закономерность», «принцип», «учение», «теория», «правда», «мораль», «абсолют»...). Вопреки распространенному мнению, понятие дао принадлежит не только даосскому учению – это часть китайской философии в целом. Однако, как поясняет энциклопедический словарь «Китайская философия», дао не имеет точно фиксированного смысла: «в различных философских системах дао определялось по-разному».


О первоначальной гармонии дао говорили древние мыслители Лао-цзы и Конфуций, считая, что она заключена в каждой вещи на земле и на небесах, а потому доступна каждому из нас. Жить в гармонии со своей внутренней природой и с природой в целом, уравновешивать свои желания и потребности, творить мир в себе и вокруг себя... Такова цель дао, основанная на поисках равновесия и верного действия. В Дао Дэ Цзин, древнейшей книге даосизма, содержится 81 предписание. Из нее можно почерпнуть множество знаний – от самых сложных (как распоряжаться властью, как обрести мудрость...) до простых житейских (как питаться и других.). В основе всех глав лежит одно фундаментальное и парадоксальное утверждение: чтобы жить полной жизнью, надо пребывать в состоянии не-действия. «На Западе люди часто думают, что философия дао «двигаться не двигаясь» означает попустительство, – отмечает специалист по восточным религиям, руководитель московского Дзен-центра Борис Орион. – На самом деле речь идет о верном действии, без форсирования. Но это не значит, что без усилий, это значит – не противореча себе самому и другим. Как пример можно привести медленные движения тайчи или цигун, основанные на концентрированном управлении жизненной энергией».


Чтобы сделать нашу жизнь более гармоничной и размеренной, нужно придерживаться двух главных принципов. Первый заключается в следующем: живя в простоте, здесь и сейчас, как учит путь дао, я осознать в, что радость и любовь находятся внутри нас и не нужно прилагать усилий, чтобы достичь их. Второй принцип: наша жизнь, как и природа, по сути своей двойственна, она состоит из двух энергий – инь и ян. Мы не должны превращать их противопоставление (которое обогащает нашу жизнь) в столкновение (которое ее разрушает). Если мы научимся распознавать в себе эти два начала, то сможем работать над тем, чтобы они уравновешивали друг друга. Путь дао мягко ведет нас к пониманию мудрости и гармонии природы – чередования приливов и отливов, смены лунных фаз, последовательности времен года. Тем самым он помогает нам открыть и богатство нашей собственной природы. Благодаря дао мы можем позволить жизненному течению нести себя, открыться ему и радоваться его красоте. Недаром его последователи нередко выражают свое учение всего в двух словах: спокойствие и простота.


Укротить своих внутренних драконов

Чтобы обрести гармонию в отношениях с собой и окружающим миром, нам стоит научиться быть одновременно гибкими, осмотрительными и решительными. Четыре урока, которые помогут сделать нашу повседневную жизнь более безмятежной.


Действовать подобно воде

«Человек высшей добродетели подобен воде», Дао Дэ Цзин, глава 8


Вода, согласно учению дао, символ «действенной добродетели» – прекрасная иллюстрация активной пассивности (ей соответствует инь). Она учит нас тому, что попытки найти выход из конфликтных или тупиковых ситуаций с применением силы или жесткого противостояния часто оказываются тщетны и лишь отнимают у нас много жизненной энергии. Они ослабляют, вселяя в нас иллюзию контроля.

Действовать, уподобляясь воде, значит прийти в состояние внутреннего покоя и проанализировать проблему со всех сторон, подобно тому, как вода обтекает препятствие. Это поможет отложить действие и найти нестандартный выход или инструмент для решения проблемы. Или же отступить и обдумать, насколько обоснованны наша цель и выбранный нами способ ее достижения. Так вода спокойно и упорно пролагает себе дорогу и достигает цели без лишних усилий.



Служить примером

«Мудрый человек сохраняет единство и становится примером для всех. Он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу», Дао Дэ Цзин, глава 22


Сохранять единство – значит объединить в своем сознании естественные противоположности: инь и ян, действие и бездействие, тень и свет... Приняв двойственность своей натуры, человек больше не заблуждается на свой счет, а также не судит других. Его уравновешенность благотворно воздействует на окружающих, а его доброжелательность укрепляет их уверенность в себе.

Люди тянутся к нему и рядом с ним стремятся проявлять себя с лучшей стороны. Согласно дао, мудрец не тот, кто обладает сверхчеловеческими способностями, а тот, кто всецело осознает свою природу, свои сильные и слабые стороны и старается привести в равновесие свои противоположности.




Поддерживать священный огонь


«Вместо того чтобы наполнять до краев, лучше остановиться», Дао Дэ Цзин, глава 9


Священный огонь – метафора живого, энергии ци, то есть жизненной энергии. Все даосские практики – медитация, дыхание, система питания – служат тому, чтобы равновесие было одновременно целью и средством достижения достойной жизни. Человек теряется в излишествах, он угасает сам и гасит священный огонь, хранителем которого он был. Определить свои излишества – в материальной сфере, в эмоциональной или в области отношений, – а затем свести их к уровню, когда мы расходуем энергии не более, чем необходимо, – вот непременное предварительное условие для всех, кто хочет прожить долгую и спокойную жизнь. Остановиться, определить свое место в мире живой природы и связь с ней. Не выпячивать свое «Я» впереди всех и вся, а осознать «Я» другого и уважать его так же, как свое, проявляя чувство меры, уважение и доброжелательность.





Разучиться прежнему

«Кто служит дао, изо дня в день уменьшает (свои желания)», Дао Дэ Цзин, глава 48


Очищать свой разум – значит избавлять его от ранее усвоенных стереотипов, от стойких убеждений, регулярно просеивая их через сито сомнения и вопросов. Загромождение разума подобно захламленному дому: какие убеждения нам действительно полезны, а без каких мы могли бы обойтись? Какие мнения мы навязываем другим? От каких изменений мы отказываемся? Не застывать, а открываться навстречу переменам, включаться в движение природных циклов – все это поможет нам избавиться от страхов и использовать наш жизненный потенциал без ограничений и отбора.

Разучиться старому, чтобы открыться новому, – вот в чем смысл этого парадоксального призыва.








Из книги Дидье Гонена (Didier Gonin) «Улучшить жизнь с помощью дао», PSYCHOLOGIES №61, 2011

Двигаться навстречу себе

Нам стоит вернуться к изначальному, целостному восприятию себя, чтобы понять: то, что мы осознанно делаем для блага нашего тела, принесет пользу и душе.

Сегодня занятия фитнесом становятся частью имиджа, атрибутом высокого социального статуса. Да и классический бодибилдинг («строительство тела») вытесняют более гармоничные занятия в духе body&mind: йога, тайчи, пилатес. Современный человек не подвергает сомнению факт, что физические упражнения полезны для здоровья. Но – наука доказывает – тренировка тела улучшает и наше психическое состояние.


Человек – существо целостное: телесное  и духовное сочетаются в каждом из нас, а пренебрежение одним в пользу другого приводит к самым разным соматическим и психическим заболеваниям. Когда негативные переживания не находят выхода, они  проявляются в разных телесных состояниях – у человека возникают проблемы  с желудком, сердцем или кожей... «Именно поэтому  убирать эмоциональное напряжение,  прежде всего,  нужно  с помощью разных техник работы с телом. Допустим,  человек успешно решает какую-то проблему, анализируя ее или эмоционально проживая; но, если вызванное ею напряжение в теле не уходит, организм вновь подает человеку сигнал при помощи разных дискомфортных ощущений. Спазмы, чувство тяжести в животе – и у нас вновь  появляется новый повод тревожиться. Возникает замкнутый круг.


Эффект плацебо

Занятия фитнесом имеют своего рода «эффект плацебо»: мы начинаем чувствовать себя лучше вне зависимости от того, произошли ли объективно наблюдаемые изменения в нашем организме (скажем, изменения артериального давления, доли мышечной массы, содержания сахара в крови). Осознание того, что мы делаем упражнения, способно изменить наше восприятие собственного тела и убедить нас в том, что оно стало более красивым, более гибким или более стройным. Даже те, кому с помощью упражнений, например, не удалось сбросить вес, все равно начинают воспринимать свою фигуру менее критично потому  что физические нагрузки поднимают самооценку, вне зависимости от реального эффекта упражнений, а более позитивное отношение к своему телу обретают даже те, кто занимается фитнесом всего раз в неделю, в выходной день.


Важен сам процесс

«Результаты, показатели действительно  не так уж важны. Мы склонны придавать им слишком большое значение  в силу воспитания и социальных установок. Вспомним, как готовят чемпионов: жесточайшие тренировки, железная дисциплина. Но наше здоровье напрямую не зависит  от физических параметров. Спортивная модель здоровья, при которой усилия  направлены на достижение результата, а мотивация построена на соревновательности, – лишь один из способов поддерживать оптимальное состояние организма.   Не каждый из нас в эту модель вписывается, зато каждый может найти оптимальный  для себя (то есть несущий здоровье) характер движений и режим занятий.

 

Двигаться с удовольствием

Наш организм «устроен  так, что мы можем двигаться много и интенсивно и ключ к этому процессу – чувство удовольствия: в процессе движения наш мозг вырабатывает эндогенные опиаты, и физическая активность естественным образом становится приятной привычкой . Однако в сознании многих  из нас заниматься фитнесом только ради удовольствия кажется делом несерьезным, легкомысленным, словно «удовольствие» и «польза» – понятия несочетаемые. «В слове «удовольствие» некоторым из нас слышится нечто предосудительное: плотские удовольствия, сексуальное наслаждение. Так непроизвольно проявляется отрицание телесного,  в целом присущее западной культуре.  Так что задача состоит в том, чтобы – через удовольствие – найти свой подход к движению, дать право голоса своему телу». Но как это сделать?

 

Спросить себя «зачем»

«Для этого важно понять, в каком состоянии мы чувствуем себя лучше всего.  Определив это, мы сможем подобрать себе подходящий характер движений и двигательных навыков. Если, например, человек описывает свое «оптимальное состояние» как эмоциональный подъем, положительный настрой, то, скорее всего, «лучшим» физическим состоянием он назовет легкость, подвижность, свободное дыхание.  Другой человек находит радость в интенсивной физической работе, и он выделит такие понятия, как «устойчивость»,  «сила», «удовольствие от интенсивной нагрузки». Для людей интеллектуального склада, как правило, особенно приятны ощущения ясной головы, быстрого и легкого течения мыслей, но именно для них специалистам наиболее трудно подобрать техники работы с телом, скорее им подойдет статическая гимнастика по типу йоги. Популярная сегодня йога – как раз такой вид физической активности, который может удовлетворить самых взыскательных интеллектуалов: тех, кто ищет в упражнениях  не только «бессмысленную» заботу о теле, но осознанность своих движений и мышечных усилий, контроль мыслей и освобождение эмоций, свежесть и гибкость мировосприятия.


Впрочем, не только йога – любые движения, которые помогают телу принять оптимальную форму, преодолеть скованность, снять панцирь напряжения, раскрепощают и наши чувства, позволяют более естественно выражать эмоции. Начиная искать свой двигательный стиль – самостоятельно или при помощи специалиста, – мы получаем возможность не только чувствовать себя лучше, но и полнее узнать себя.

 

Почему мы не занимаемся фитнесом?


«Это слишком дорого... время занятий неудобное... ехать далеко... группа (в отличие от меня) уже давно занимается, и вообще сначала нужно сбросить вес…» многие признаются, что не могут себя заставить заниматься фитнесом, хотя уверены, что это им необходимо.


Приведя самому себе весомые аргументы, многие не делают для себя ничего – даже в удобное время в своей удобной квартире и совершенно бесплатно. Вряд ли можно объяснить такую позицию ленью. Ее корни – в нашем воспитании.


Такая «лень» может вырасти из не осознаваемых нами сегодня детских запретов: «не скачи, не беги, не лазай». Ребенок был «хорошим», только когда сидел тихо и чего-то НЕ делал. Естественное удовольствие от движения, «мышечная радость», заменяется сибаритским удовольствием, связанным с комфортом, теплом…


Может сказаться наше восприятие спорта как школьных уроков физкультуры, которое мы перенесли во взрослую жизнь. Детям нравится свободная активность, у которой есть цель, логичные правила игры. А уроки – это зачастую череда упражнений с жесткой, навязанной структурой и дисциплиной, не принимающей во внимание индивидуальные особенности. Вместе с вынужденной соревновательностью это тоже вызывает нелюбовь к предмету и желание избежать занятий – и во взрослой жизни.


Но главное – забота о теле «для себя» у многих стоит на последнем месте. Красивая одежда, макияж и даже стремление похудеть – это скорее забота о своем теле «для других». Такой человек смотрит на свое отражение в зеркале глазами другого, олицетворяющего собой все, что для нас наиболее важно: работу, семью, друзей, социальный статус. Этот критичный «взгляд другого» многих удерживает от посещения спортзала (или же, наоборот, побуждает пойти туда), а телесное удовольствие от движений, «эгоистическая» любовь к собственному телу оказываются отнюдь не на первом месте.




Гюзель Логинова, психолог
PSYCHOLOGIES №45, 2010

Взглянуть на себя со спины

В основе всех проблем с позвоночником лежат два фактора – недостаток движения и стресс.Ключ к здоровью нашей спины – это правильное, продуманное, осмысленное движение – навстречу хорошему самочувствию. Увы, нет практически ни одного взрослого, которому были бы незнакомы проблемы со спиной. Таков современный образ жизни: хотя человек и является существом прямоходящим, большую часть времени мы проводим сидя или лежа. Наши тела прямо из эргономичных офисных кресел попадают на автомобильные сиденья, а затем – в комфортные объятия дивана… Нашей спине не хватает движения!

Широко распространенные представления о проблемах спины в значительной степени устарели. Так, мы привыкли думать, что самым слабым звеном позвоночника является поясница, – а на самом деле шея. Что при проблемах со спиной нужно ограничивать движение, особенно тренировки на тренажерах, – а в действительности наоборот. Как связаны позвоночник и разнообразные болезни и почему верхняя часть спины «накапливает» стресс, объясняет кинезиотерапия – система лечения при помощи движения.


Область стресса

Основной рефлекс всех млекопитающих – в случае опасности втягивать голову в плечи, чтобы защитить уязвимое горло. Рефлекторный спазм шейных мышц в момент стресса достался человеку по наследству от предков – и на социальный стресс мы реагируем точно так же, хотя он и не несет непосредственной угрозы для нашей жизни. И этот стресс имеет накопительный эффект: глубокие мышцы, окружающие позвоночный столб, становятся все более спазмированными, жесткими. Проблемы с шеей редко дают о себе знать болью, но их последствия весьма серьезны: именно здесь находятся сосуды, которые питают наш мозг. Головокружение, бессонница, головные боли, ухудшение зрения, памяти, слуха – причиной всех этих симптомов могут быть именно нарушения в шейном отделе позвоночника. К сожалению, в обычной жизни у нас не так много возможностей для устранения последствий стресса. Повысить устойчивость к нему помогают определенные техники: дыхательная гимнастика, медитация ,  йога. Но устранить спазм глубоких мышц шейного отдела может только квалифицированный специалист.


Проблемы с грудным отделом позвоночника, как правило, возникают в детстве, в то время, когда у человека формируется осанка. Современные дети проводят за партой по многу часов в день – недостаточно развитые мышцы при этом не позволяют сохранять позвоночник в правильном положении. Согласно идеям кинезиотерапии специальные комплексы упражнений, если их делать регулярно, могли бы решить проблемы детского сколиоза. Почему это так важно? Дело в том, что позвоночный столб в этой зоне связан сетью нервных окончаний со всеми внутренними органами: сердцем, печенью, почками, легкими… Первопричиной многих хронических заболеваний являются именно проблемы в этом отделе позвоночника. Врачам-кинезиотерапевтам известны случаи, когда при работе с грудным отделом позвоночника некоторые проблемы (например, бронхиальная астма) исчезали сами собой.

 
Зона поддержки


Нижний отдел позвоночника устроен наиболее просто. Всякая проблема в этой зоне, как правило, отзывается болью – поясница сразу дает о себе знать, поэтому мы склонны считать ее самым слабым участком позвоночника. Разрушительным для поясницы является перепад нагрузок, который возникает, когда мы встаем из сидячего положения. Нагрузка на позвоночный столб в этот момент увеличивается резко – и во много раз. Поэтому чем больше времени мы проводим сидя, тем слабее мышцы, поддерживающие позвоночник. И тем больше наша поясница страдает от неизбежных нагрузок в момент, когда мы встаем, – ведь она принимает на себя весь наш вес.

В ведении нервных окончаний, которые окружают позвоночный столб в этой зоне, находится в основном репродуктивная функция. Какие-либо дисфункции и нарушения в этой области практически всегда связаны с проблемами нижней части спины. И наоборот: из клинического опыта кинезиотерапии известно, что по мере приведения спины в норму исчезают, например, проблемы с потенцией.

 

Лечение движением


Поскольку кинезиотерапия исповедует холистический, то есть целостный, подход к здоровью, обследование позвоночника здесь несколько отличается от традиционного: кроме обычной МРТ и ультразвука сосудов придется обязательно пройти двигательный тест, который показывает, как функционируют все зоны позвоночника во время движения. Если обнаруживается какой-либо функциональный блок – то есть человек не может делать то или иное движение, – то подбираются специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, помогут устранить это блок. Чтобы избавиться от последствий стресса – спазма в шейном отделе позвоночника, – существует особая методика коррекции глубоких мышц шеи: воздействуя на определенные нервные рецепторы, можно добиться полного расслабления мышц.


В результате восстанавливается кровоснабжение мозга, улучшается питание межпозвоночных дисков. А вслед исчезают головные боли и головокружения, стабилизируется артериальное давление и улучшается работа сердца. Человек приходит к кинезиотерапевту, чтобы помочь позвоночнику, – и обретает здоровье всего тела.


Как себе помочь


Если есть хронические болезни, стоит обследовать свой позвоночник,  а затем придерживаться нескольких простых правил – профилактических мер, для того чтобы в порядке была не только спина, но и организм в целом.


Регулярная физическая активность. Рекомендуется заниматься на тренажерах через день. Для профилактики достаточно самых простых упражнений: 100 приседаний, 50 отжиманий, 50 наклонов и 50 повторов упражнения для пресса. Для здорового человека это норма. А тем, для кого это сложно, лучше заниматься по состоянию, постепенно увеличивая нагрузку.


Массаж. Обычный оздоровительный массаж спины стоит делать курсами раз в полгода – при нашем образе жизни это необходимо практически всем. Однако приоритет за упражнениями: лучше тренировки без массажа, чем наоборот.


Термопроцедуры. К ним относятся сауна, парная, контрастный душ, криосауна – все они помогают тренировать и поддерживать в тонусе сосудистую мускулатуру. Если сосуды сохраняют свою эластичность, это обеспечивает хорошее питание и освобождение от шлаков не только тканей позвоночника, но и всех органов.


Питание. Позвоночнику нужны качественные аминокислоты. То, что мы обычно едим, не всегда обеспечивает их достаточное качество и количество. Врач-кинезиотерапевт порекомендует Вам соответствующие БАД и поливитаминные комплексы.




Александр Шишонин, кандидат медицинских наук
PSYCHOLOGIES №55, 2010

"Чтобы быть счастливым". Григорий Померанц (1918, Россия)

Способность жить настоящим неотделима от ощущения счастья.

«Люди разучились счастью. Сперва земное счастье было объявлено заменой вечной жизни. Потом рванулись в другую сторону и стали искать особую вечность, вне времени, после времени, как будто вечность может быть ДО или ПОСЛЕ, как будто она не вся ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ».


Счастье для Григория Померанца предполагает ощущение вечности «в любой миг времени». Испытать это ощущение нам мешает наша разбросанность, распыленность, а вовсе не обстоятельства, как нам чаще всего кажется. Ведь при любом просвете радости мы можем поделиться ею с другими людьми. «Темп цивилизации изменить нельзя, но в нашей воле – я бы даже сказал, что это наш долг, – уметь быть счастливым при малейшей возможности. Счастье не суррогат жизни, но сама жизнь в своей глубине. Со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает эта глубина».

«Счастье жизни рождается из собранности, сосредоточенности на глубине. Можно всего только видеть дерево и быть счастливым».



Григорий Померанц, Журнал «Психология», 2008

"Чтобы жить творчески". Григорий Тульчинский (1947, Россия)

«В жизни нет целей, нет «надо». Вся она – сплошное средство, мое «не могу иначе», мой happening – игра, а значит, переживание мира и себя, которое делает привычное необычным, странным».


Жизнь – это праздник, на который нас пустили и в котором мы участвуем, и для себя, и для других. И так в любых, даже самых отчаянных обстоятельствах. Человек потерял близкого. Узнал о безнадежном диагнозе. Выручает привычка – делать что-то лишенное на первый взгляд смысла. Человек спасся от катастрофы. Остался один в лесу, на острове, на Земле. Чтобы жить, он ищет занятия, цели, задачи, иногда абсурдные, но ему они абсолютно необходимы. Человек оказался в тюрьме. И он сочиняет роман или играет в шахматы в уме, путешествует в своем воображении к полюсу...


Все это – утраты, одиночество, тюрьма – обнажает главное в жизни, оставляет человека наедине с нею, глаза в глаза. Чтобы мы увидели: наша жизнь – это непрерывная импровизация, которая возможна только в настоящем.

"Чтобы поступать разумно". Паскаль (1623–1662, Франция)

«Пусть каждый присмотрится к своим мыслям, и он убедится, что все они заняты прошлым или будущим».


Для автора «Мыслей» это служит доказательством того, что «мы никогда не живем, а только располагаем жить». Согласно Паскалю, мы, «исполненные неблагоразумия, блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано, исполненные тщеты, целиком погружаемся в исчезнувшее, бездумно ускользая от того единственного, которое при нас».


Для философа такое поведение говорит о нашей слабости. «Дело в том, что настоящее обычно причиняет нам боль. Когда оно нас ранит, мы стараемся его не видеть, а когда отрадно – горюем, видя, как быстро оно ускользает».


Согласиться больше не проживать настоящее и прошлое как средства, служащие будущему как цели, – это, если верить Паскалю, единственная позиция, позволяющая жить если не счастливо, то хотя бы благоразумно.

"Чтобы жить полной жизнью". Монтень (1533–1592, Франция)


«Когда я танцую, я занят танцами, когда я сплю, я погружаюсь в сон. Когда же я одиноко прогуливаюсь в красивом саду и мысли мои некоторое время заняты бывают посторонними вещами, я затем возвращаю их к прогулке, к саду, к сладостному уединению, к самому себе».


Под видом историй из собственной жизни, излагаемых к тому же «с прыжками и кульбитами», Монтень в своих «Опытах» предлагает нам философию повседневности.


Испытавший влияние стоиков и скептиков, он полагает, что наши мысли не могут дать нам никакой уверенности ни в чем и что мир – это всего лишь «вечные качели». Значит, бесполезно заниматься тем, чтобы искать счастье в какой-нибудь истине, которую надо достичь; все, что мы можем, – это проживать то, что у нас есть, в том числе принимать удовольствия. Иными словами, это то, что он называет «жить a propos» (то есть уместно, кстати), и считает «великим и славным шедевром» человека.

«Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Монтень

"Чтобы снова распоряжаться собой". Сенека (4 до н. э. – 65, Рим)


«Самое главное препятствие к тому, чтобы жить, – это ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и поэтому упускает день сегодняшний», – утверждает писавший «О кратковременности жизни». По мнению этого стоика, источник наших бед в том, что мы озабочены не зависящими от нас вещами (судьба, смерть) в ущерб тому, на что мы можем влиять. Между тем, как он пишет в «Нравственных письмах к Луцилию», «только время принадлежит нам». Откуда совет: «До сих пор твое время ускользало от тебя. Наверстай его и позаботься о нем».


Как? Стоит перестать откладывать все на потом – «такой подход мешает примкнуть к наступившему дню, он заменяет сегодняшнюю реальность обещаниями будущих благ» – и извлекать пользу из каждого дня, учась и действуя. Так что для наставника Нерона в полной мере проживать настоящее означает снова принадлежать себе. Это лекарство от чувства бессилия, от пассивности и от страстей, которые нас терзают, и прежде всего – от страха смерти, страха столь же всеобщего, сколь и бесполезного.


Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится». Сенека

"Чтобы жить в согласии со своей природой". Эпикур (341–270 до н. э., Греция)


Carpe diem («лови день») – это, несомненно, вариация на тему hic et nunc («здесь и сейчас»). Призывом ловить настоящий момент мы обязаны Горацию, но унаследовали его от Эпикура; часто его истолковывали как приглашение к безудержному разгулу. Однако, если эпикуреец «ловит день», это не значит, что он предается сексуальным излишествам, чревоугодию и лени. Он практикует разумный гедонизм, требующий твердости и усердия.


Эта философия утверждает, что наши страдания происходят не от реальности как таковой, а от того представления, которое у нас есть о ней. Цель, таким образом, состоит в том, чтобы освободиться от своих ошибочных представлений и положиться на то самое основное, что не обманет, – природу.


Или же, если речь идет об отдельном человеке, – на тело и его ощущения. Жить в настоящем при таком понимании сводится к тому, чтобы жить в соответствии с природой, полагаясь на свое тело, прислушиваясь к нему и следуя его склонности к «простым и необходимым радостям».

"Тайны мозга взрослого человека". Барбара Страук


Мы предлагаем Вашему вниманию книгу для тех, кто думает о будущем, думает о полноценной и активной жизни.


Барбара Страук - научный журналист - пишет просто и захватывающе, хотя пишет о самых последних научных открытиях.


Новые факты о том, что происходит с нашим мозгом после сорока лет и до глубокой старости.

  • Чем заниматься, чем питаться, о чем думать, - как поддержать свой ум в отличной форме?
  • Что говорят специалисты, изучающие мозг?
  • Действительно ли нервные клетки не восстанавливаются и спасение в чернике и в кроссвордах?


Оказывается, не так все однозначно. Да, мы теряем скорость и цепкость. Но мы действительно становимся мудрее - ученые раскрыли составляющие этого качества. Возрастные изменения в мозге делают нас спокойнее и счастливее.




"Философия боли". Арне Юхан Ветлесен

Автор данной книги, профессор философии Университета г. Осло - Арне Юхан Ветлесен.


Боль является одним из базовых условий человеческого существования: хотим мы того или нет, способность испытывать боль остается при нас, пока мы живы. Следует ли рассматривать этот факт как исключительно негативный?


Автор начинает свой обзор с природы физической боли и постепенно смещает центр внимания в сторону психической боли, рассматривая предпосылки ее возникновения, механизмы воздействия и способы ее преодоления, роль боли в личностном росте и самоосознании.


Исследование завершается оценкой эффективности современной культуры как инструмента для трансформации боли при помощи символов, а также глубоким анализом актуальных проблем современного общества, в котором безграничные возможности скорее подавляют человека, нежели делают его свободным.